Нынешняя пандемия COVID-19 вызывает серьезную обеспокоенность на финансовых рынках, возрождая воспоминания о финансовом кризисе 2008 года. Внезапное и почти полное закрытие многих второстепенных предприятий из-за обязательных требований «социального дистанцирования» привело к волне закрытия предприятий, закрытия предприятий, увольнений и сокращений при поддержке правительства во многих странах мира. По оценкам агентства ООН по торговле и развитию, замедление мировой экономики, вызванное COVID-19, вероятно, обойдется как минимум в 1 триллион долларов.
Финансовый кризис 2008 года привел к тому, что регулирующие органы вновь обратили внимание на то, чтобы финансовые учреждения имели значительные резервы в отношении капитала и ликвидности (Базель III, CRD IV и т. Д.), Чтобы установить гарантии в случае другого серьезного экономического спада. Поскольку никто не ожидал, что глобальная пандемия разразится с такими универсальными последствиями в XXI веке, финансовый рынок испытывает неожиданный шок в результате применения COVID-19 в сочетании с внезапно возникшим стрессом и, возможно, в равной степени непредвиденное падение цен на нефть, вызванное переизбытком предложения в результате краха ОПЕК плюс консенсус по добыче.
В этой статье будет рассмотрено влияние COVID-19 на рынок банковского и проектного финансирования, а также более широкие последствия пандемии на финансовых рынках.
Влияние коронавируса на финансовые рынки: как COVID-19 влияет на долговой рынок?
COVID-19 быстро повлиял на заемщиков, которые во многих секторах, следовательно, видели, что спрос на их товары или услуги исчезает таким образом, который был беспрецедентным в мирное время. В результате финансовые рынки и кредитные комитеты финансовых учреждений по всему миру сталкиваются с необходимостью принимать решения в условиях неизвестной траектории, что отрицательно влияет на любой аппетит к новым или рефинансированным сделкам.
На рынке проектного финансирования проекты, находящиеся на ранней стадии разработки и не имеющие выделенного финансирования, могут изо всех сил пытаться увеличить задолженность в сроки и в том порядке, в котором изначально ожидали спонсоры проекта. Проекты, находящиеся в стадии строительства, могут испытывать задержки в достижении завершения проекта из-за перебоев в цепочках поставок, поскольку подрядчики и заказчики стремятся вызвать форс-мажорные обстоятельства или изменить уведомления о заказе. Стоит отметить, что влияние на сделки по проектному финансированию будет варьироваться в зависимости от сектора, поскольку многие проекты финансируются на основе долгосрочных соглашений о привлечении средств, на которые не должен влиять (надеюсь) краткосрочный характер пандемии COVID-19.
Соглашения о существенных проектах, в том числе соглашения о поставках, контракты на строительство и соглашения об эксплуатации и техническом обслуживании, как правило, содержат форс-мажорные положения. Условия форс-мажорных обстоятельств варьируются от контракта к контракту, но все они будут действовать, чтобы оправдать неисполнение стороной контракта, если такой отказ был результатом определенных форс-мажорных обстоятельств. Эти события могут включать стихийные бедствия и другие «стихийные бедствия», войны, всеобщие забастовки и иногда глобальные пандемии. Неисполнение или несвоевременное выполнение по этим существенным проектным соглашениям может потенциально серьезно ограничить способность проекта управлять или завершить строительство своих приносящих доход активов.
Отходя от проектного финансирования, учитывая текущую (почти) экономическую ситуацию и закрытие рынка в определенных секторах (таких как, например, авиация и гостиничный бизнес), некоторые заемщики сталкиваются с реальной возможностью невыполнения своих обязательств по обслуживанию долга. Если эти ссуды реклассифицируются как неработающие ссуды (просроченные займы), это также неизбежно окажет косвенное влияние на то, сколько капитала финансовые учреждения должны хранить на своих балансах для компенсации бремени этих просроченных ссуд. Именно по этой причине после финансового кризиса 2008 года Европейский совет так заинтересовался этим вопросом. В марте 2018 года ЕС опубликовал пакет реформ, направленных на сокращение запасов просроченных кредитов европейских банков и предотвращение их дальнейшего наращивания. Другие регуляторы, в частности на Ближнем Востоке, последовали его примеру. Например,
В то время как налогоплательщика попросили помочь многим финансовым учреждениям во время финансового кризиса в 2008 году, теперь финансовые учреждения при финансовой поддержке правительства просят помочь налогоплательщику. Суммы, обещанные правительствами в форме государственной помощи, были беспрецедентными в последнее время. Регуляторные органы просят банки предоставить как частным, так и коммерческим заемщикам отпускные, моратории и терпение в отношении их непогашенной задолженности. Банкам предлагается использовать средства, высвобождаемые в результате ослабления необходимого капитала и буферов ликвидности (прежде всего меры, принятой для преодоления экономического спада), для поддержки домашних хозяйств и предприятий во время кризиса коронавируса.
Несмотря на все такие усилия, становится очевидным, что такие меры будут доступны не для всех, и на рынке будет наблюдаться рост числа дефолтов и проблемных кредитов в результате COVID-19. Банки достигли рекордно низких показателей просроченной задолженности в последние годы благодаря низким ставкам и умеренной безработице. Теперь все кончено.
С кризисом приходит возможность
Хотя это и не ожидалось в начале 2020 года, юридический рынок теперь неизбежно перейдет к противодействию цикличности, поскольку юридические фирмы увидят увеличение числа мандатов на реструктуризацию, несостоятельность и судебные процессы. Ряд заемщиков с существующими проектами и непогашенными долговыми обязательствами неизбежно будут вынуждены добиваться согласия финансовых учреждений о различных мерах пресечения. Финансовые учреждения будут подходить к таким дискуссиям, зная, что соответствующие правительства и регулирующие органы внимательно следят за разрешением этих ситуаций. Заемщики будут ожидать, что финансовые учреждения положительно отреагируют на запросы о терпении в эти беспрецедентные времена. Все заинтересованы в том, чтобы экономические интересы сохранялись до тех пор, пока мир не выйдет из спячки, вызванной пандемией.
Вывод
Становится все более очевидным, что роль банков, наряду с уровнем государственного вмешательства, которого мир не видел со времен второй мировой войны, станет решающей частью реакции и возможного восстановления после самого резкого экономического спада в последнее время. история. Хотя пандемия Covid-19 классифицируется Всемирным экономическим форумом как «внешнее» событие (неожиданное и непредвиденное