Государство усиливает контроль над серыми схемами ликвидации

Контроль над серыми схемами ликвидации Серые схемы ликвидации

Рассматривая теорию о серых схемах, которыми ликвидация организации происходила на бумаге легко и непринужденно, нужно помнить – на практике государство не бездействует. В лице правоохранительных органов оно регулярно ужесточает контроль над серыми схемами ликвидации и над попыткой субъектов хозяйственной деятельности уйти от собственных обязательств.

Трансформация

Еще в середине нулевых годов можно было всего за 2 недели прекратить деятельность предприятия путем нехитрого алгоритма:

  1. Смена директора и учредителя.
  2. Новый юридический адрес.

Из-за простоты и высокой скорости, с которой проходила ликвидация организации, алгоритмом сильно злоупотребляли. Это вызвало неподдельный интерес у фискальных органов, которые усилили контроль над серыми схемами ликвидации, установив ряд недостатков в своей работе, а именно:

  1. Налоговый орган на новом месте вообще не проявлял интерес к прибывшим в зону их ответственности субъектам предпринимательской деятельности.
  2. На предыдущем месте регистрации предприятия сотрудники налоговой не беспокоились относительно высылки документов, насколько правильно сформированы контейнера.
  3. На новом месте регистрации предприятия сотрудники ФНС не стремились своевременно и должным образом провести разархивацию контейнера, из-за чего предприятие могло месяцами ожидать, пока ему присвоят Код причины постановки на учет (КПП).

Первые попытки изменений

Но уже с 2007 года ликвидация организации встречается с противодействием со стороны правоохранительной системы. На старом месте регистрации налоговики начинают отправлять письменные запросы в налоговый орган по новому месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Запросы касаются подтверждения нового юридического адреса. Это небольшое изменение привело к тому, что ранее действующая ликвидация организации, основанная на схеме регистрации в течение 2 недель в новом регионе, начинает давать сбой:

  1. Отправление запросов из старого в новый налоговый орган становится обычной практикой.
  2. Срок прекращения деятельности увеличивается вдвое.

Ликвидация организации начинает сулить учредителям и руководству предприятия непредсказуемые последствия, потому что еще не сформирована практика покупки адресов, заключение соглашений на почтовое обслуживание. Такой контроль над серыми схемами ликвидации усложнил ситуацию для предприятий-должников, пытающихся уйти от кредиторов.

Внедрение устойчивой систем проверки

 

До 2007 года можно было использовать любые юридические адреса, которые взяты из карт поисковой системы Яндекса. Но затем они становятся непроходными, поскольку оказывается, что предприятие пытается зарегистрироваться на каких-то развалинах, в сарае или трансформаторной будке.

До идеальной проверки еще далеко, новый налоговый орган не всегда успевает проверить запросы, присылаемые коллегами из прежнего места регистрации предприятия. Это позволяло менять адреса в новом налоговом органе.

В последующие 8 лет ФНС усиливает контроль над серыми схемами ликвидации, внедряет и отрабатывает элементы, которые составят систему проверки юридических адресов. Уже с 2009 года в налоговых органах начнут действовать отделы, которые проверяют руководителей и юридические адреса предприятий. В последующие 4 года эффективность работы этих отделов доказала необходимость внедрения этой системы.

Контроль над серыми схемами ликвидации: новый этап

Резкое падение показателей по сбору налогов был вызван глобальными кризисными явлениями 2014 года. С начальников подразделений налоговых органов на каждом уровне начинают требовать увеличение показателей. Это вынуждает внедрять новые методы противодействия серым схемам, по которым происходит ликвидация организации.

Теперь прекращение деятельности предприятия – это не просто алгоритм, а целое театральное представление, в котором по новому юридическому адресу:

  1. Вывески на входных дверях.
  2. Стол, стулья и оргтехника.
  3. Директор – представительный человек в деловом костюме, четко отвечающий на поставленные вопросы.

Этому активно противостоит актерское искусство и находчивость сотрудников правоохранительных органов:

  1. Они на камеру снимают входную дверь без вывески и почтового адреса, предусмотрительно ими же сорванными.
  2. Владельцы помещений запугиваются налоговыми проверками.

Изменения в законодательстве

Наконец, 01.01.16 вступают в силу изменения в законе о регистрации, которые касаются порядка изменения юридических адресов. С этого момента им занимается налоговый орган по новому месту регистрации предприятия.  И если в ходе проверки ФНС приходит к отрицательному заключению, смены юридического адреса не произойдет.

Изменения коснулись места, сроков и порядка изменения месторасположения предприятий. По сути, это привело к тому, что ликвидация организации через замену руководство и адреса стала очень ненадежным механизмом для ухода от обязательств перед кредиторами. Это еще одна ступень, усиливающая контроль над серыми схемами ликвидации.

Отдельное направление борьбы с альтернативными схемами – персональная уголовная ответственность для номинальных директоров (ст.173 УК РФ). За 10 лет существования этой нормы, ее ввели еще в 2007 году, сугубо по ней привлечено к ответственности немного лиц. Как правило, она применяется в сочетании с другими, более тяжелыми экономическими преступлениями.

В лексику гражданских судов давно вошло такие словосочетания, как адрес и руководитель массовой регистрации. Они применяются, когда в пользу налогового органа выносится решение, которым отказывается смена юридического адреса.

Ликвидация организации серыми схемами и перспективы

Есть еще слияние и присоединение – это более длительные процессы, и во многом очень надежные. Утверждение справедливо, но не для злоумышленников, которые хотят «расстаться» с большой задолженностью. После них остается очень много зацепок, которые дают возможность сотрудникам правоохранительных органов признать сделку недействительной и обязать бывшее руководство выполнять взятые ранее обязательства.

В целом, законодательство сильно эволюционировало, явив эффективные инструменты для противодействия серым схемам, которыми «славилась» альтернативная ликвидация организаций. Например, это субсидиарная ответственность прежнего руководства перед кредиторами.

Наметилась устойчивая тенденция повсеместной и регулярной практики привлечения номинальных руководителей к уголовной ответственности. При чем, на скамью подсудимых будут попадать не только наемные директора и главные бухгалтеры, но и учредители.

Это не означает, что ликвидация организации по серым схемам перестанет применяться. Однако она будет осуществляться аккуратнее, с привлечением консалтинговых и юридических агентств, которые проведут процедуру в соответствие с требованиями законодательства.

Оцените статью
Добавить комментарий