Может показаться, что ликвидация ООО без долгов, пошаговая инструкция которой будет представлена ниже, емкая и сложная процедура. Необходимо соблюсти перечень разных формальностей и требований, которые под силу выполнить грамотному специалисту с многолетним опытом в этой сфере. В этом есть доля истины.
С чего начать?
При добровольной ликвидации организаций есть важный момент – их ожидает выездная налоговая проверка. В подавляющем большинстве случаев по результатам работы сотрудников фискальных органов на компанию:
- Дополнительно начисляют неуплаченные налоги.
- Накладывают штрафы.
- Взымают пеню.
Это все финансовые потери, которые могут быть существенными. Как можно подметить в комментариях, которые содержит регфорум, ликвидация ООО, как правило, сопровождается доначислением разнообразных платежей. Если до проверки на предприятии не было задолженности или она была незначительная, после работы сотрудников фискальной службы она появляется.
Предупредить такое развитие событий можно, если нанять специалистов, которые смогут оценить:
- Реальное положение на предприятии.
- Вероятные риски.
- Объем работ, которые предстоит проделать перед налоговой проверкой.
Результат работы нанятых специалистов – план мероприятий, которые предстоит выполнить на предприятии. Нежелание обращаться за помощь к посторонним юристам вынуждает силами сотрудников компании:
- Провести детальный анализ отчетной документации.
- Выявить и устранить в ней все неточности, ошибки, несоответствия.
Совет специалиста! Больше внимания необходимо уделить как кредитной, так и дебиторской задолженности. Первую следует по максимуму погасить, а вторую – взыскать.
Если должники не рассчитаются до того, как начнется ликвидация ООО, порядок действий, предусмотренный законом, отводит им два месяца на уплату долга. Если они не уложатся в установленный срок (например, специально потянут время), то после прекращения деятельности предприятия, исключения его из списка ЕГРЮЛ, возвращать долги будет некому.
Ликвидация ООО без долгов: пошаговая инструкция
Алгоритм прекращения деятельности предприятия состоит из следующих пунктов:
- Подготовка необходимого пакета документов.
- Направление заявления с собранными документами в регистрирующий орган и разны фонды.
- Размещение информации о предстоящей ликвидации организации в средствах массовой информации.
- Уведомление кредиторов.
- Проведение налоговой проверки.
- Составление промежуточного ликвидационного баланса.
- Урегулирование споров с кредиторами, если они появляются.
- Составление заключительного ликвидационного баланса.
- Подготовка финального пакета документов.
- Исключение ООО из ЕГРЮЛ.
Документы и уведомления
Подготовка документов начинается с правильного оформленного протокола, в котором указано, что учредители на общем собрании приняли решение о прекращении деятельности предприятия. Если учредитель один – оформляется единоличное решение. Кроме принятого решения, назначается ликвидатор. Им может быть и ликвидационная комиссия. Заканчивается собрание отработкой:
- Сообщения по форме С-09-4 о начале процедуры ликвидации организации – направляется в территориальную ФНС.
- Уведомлениями по форме 15001 и 15002 – заверятся у нотариуса и направляются в регистрирующий налоговый орган.
- Заявление в ПФР и ФСС о предстоящем прекращении деятельности фирмы – составляется в свободной форме.
Важно знать! Все отработанные документы направляются в соответствующие инстанции в течение трех дней после принятия решения о ликвидации.
Отправив сообщения и уведомления и получив от сотрудников налоговой свидетельства о внесении данных о предприятии в ЕГРЮЛ, нужно разместить в «Вестнике государственной регистрации» (далее – Вестник) соответствующую информацию. Если этого не сделать, ликвидация фирмы, пошаговая инструкция которой будет выполнена во всем остальном точно, признается недействительной.
Кредиторы и балансы
Ликвидация фирмы, пошаговая инструкция которой рассматривается в этом обзоре, упрощается, если у предприятия отсутствуют долги.
В таком случае остается заниматься дебиторской задолженностью. Наличие задолженности, которая может быть устранена за счет активов предприятия, тоже упрощает процесс прекращения деятельности.
При составлении промежуточного ликвидационного баланса вносятся данные, которые отражается имущество компании и требования кредиторов, а именно:
- Внеоборотные и оборотные активы.
- Капиталы и резервы.
- Краткосрочные и долгосрочные обязательства.
- Наличие ценностей, которые учитываются на забалансовых счетах.
Если долгов нет, в конце документа указывается, что на момент его утверждения кредиторы требований не предъявляли. Баланс отправляется вместе с решением о его утверждении и заполненной формой 15003. К ним добавляется копия обложки Вестника и его странице, на которой опубликована информации о предстоящем прекращении деятельности компании.
Через три дня, после подачи пакета документов в орган регистрации, заявитель получает оттуда свидетельство об уведомлении. Далее необходимо выждать положенный срок, во время которого заинтересованный лица могут предъявить требования организации. Если это произошло – предстоит урегулировать спор с возникшими кредиторами.
Только после этого проводится инвентаризация, по итогам которой отрабатывается итоговый ликвидационный баланс. Он утверждается учредителями на очередном собрании. Здесь же оформляется решение и уведомление по форме 16001, которое подлежит нотариальному заверению.
Дополнительно ко всем этим документам нужно приложить:
- Справку из ПФР, что перед ним нет никакой задолженности.
- Квитанцию о уплате госпошлины в размере 4 тыс. рублей.
Все эти документы подаются в орган регистрации. Через пять дней выдается свидетельство о прекращении деятельности предприятия.
Если рассматривать, как происходит ликвидация ООО с долгами, пошаговая инструкция ее отличается тем, что предстоит процедура урегулирования требований кредиторов. В остальном весь алгоритм идентичен.
https://www.youtube.com/watch?v=46EmZprYw8A&t=256s