Прекращение деятельности юридических лиц: история развития и характеристика института

Прекращение деятельности юридических лиц Процедура ликвидации

Прекращение деятельности юридических лиц, как институт, формировался в России под влиянием разных типов экономического порядка. Ему уделяли внимание в царской России, в РСФСР при советском строе во времена НЭПа и в период административно-командной системы хозяйства, а также в Российской Федерации.

Прекращение деятельности юридических лиц в царской России

В XIX столетии Россия активно торговала на мировых рынках, на ее территории развивалась коммерческая деятельность, поэтому корпоративные образования активно осуществляли свою деятельность. Для ее регулирования специально учрежденной комиссией, начиная с 1882 года, разрабатывался проект Гражданского уложения.

В соответствии с его положениями, порядок ликвидации юридического лица предусматривал:

  1. Публикацию сведений в официальной прессе о предстоящей процедуре ликвидации.
  2. Непосредственное прекращение деятельности компании после публикации.

Для обеспечения интересов кредиторов предусматривалось следующее правило. Никто из учредителей компании не мог получить свой капитал, вложенный в юридической лицо, пока в государственное учреждение не поступала определенная сумма. Ее размер должен был совпадать с совокупными обязательствами перед всеми кредиторами.

Нормами, указанными в 6-ой главе уложения предусматривалось 5 оснований для ликвидации юридического лица. Например, статьей 2368 таким основанием признавалась несостоятельность акционерного товарищества.

Высказывались намерения о принятии отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего основания и порядок ликвидации юридических лиц. Однако на практике действовали законы, которые касались ликвидации предприятий определенных видов. Например, с 1836 года действовало Положение о компаниях на акциях. Им предусматривалось, что юрлицо может прекратить свою деятельность, если все обязательства перед кредиторами были закрыты, по двум основаниям:

  1. Истек срок деятельности.
  2. На общем собрании было принято соответствующее решение.

Несмотря на существование законов, которые регламентировали порядок и условия ликвидации компаний, на практике все осуществлялось в порядке, предусмотренном уставными документами каждого предприятия. К нормам, установленными общими законами прибегали только в случае выявления каких-либо пробелов в положениях уставов.

Эпоха плановой экономики

Новые обороты и принципиально иные подходы в государственной экономики времен СССР внесли свои коррективы. Однако были разные периоды существования этого государства, что отображалось на советском законодательстве в целом, и на регулировании некоторых вопросов в частности. Касалось это и ликвидации юридических лиц.

В 1922 году был принят Гражданский Кодекс РСФСР. В 10 главе этого нормативно-правового акта удалось внимание деятельности товариществам и всего несколько статей касались процедуры ликвидации. Например, в статье 289 перечислялись основания для ликвидации товариществ, которые кодексом не относились к категории юридических лиц.

В статьях 307 и 364 указывались основания для ликвидации акционерных и полных товариществ. Одним из таких оснований считалось банкротство. Однако не было нормы, по которой предприятие могло бы быть признано банкротов, поэтому такое основание считалось лишь декларативным.

Через 5 лет было утверждено Положение об акционерных обществах, в ст.97 которого предусматривалась ликвидация акционерного общества. В частности, этой нормой указывалось, что собрание акционеров может принять решение о ликвидации по своему усмотрению. То есть, законодатель не ограничил эту процедуру каким-либо перечнем. Через суд можно было ликвидировать компанию только в случае ее несостоятельности.

Вся процедура включала такие этапы:

  1. Избиралась ликвидационная комиссия.
  2. В официальных изданиях публиковалась информация о прекращении деятельности компании.
  3. Определялись активы общества и ее совокупная задолженность.
  4. Погашались обязательства перед кредиторами.
  5. Составлялись и утверждались ликвидационный отчет и баланс.

На всю процедуру отводилось не более 1 года. Срок начинался отсчитываться с момента постановления о процедуре ликвидации.

Особенностью Положения от 1927 года, если сравнивать его с современным российским законодательством о процедуре ликвидации, заключается в определении печатного органа. Сообщать обществу о прекращении деятельности предприятия необходимо было через издание «Экономическая Жизнь».

Особенности административно-командной системы и прекращение деятельности юридических лиц

После перехода от НЭПа к плановой экономике в СССР действовала административно-командная система хозяйства. Единственным основанием для ликвидации предприятия являлось признания нецелесообразности его дальнейшей деятельности. Процедура ликвидации заключалась в следующем:

  1. Менялась система хозяйственного управления юрлица.
  2. Создавалась новая организация.
  3. Новому образованию передавалось имущество ликвидируемого предприятия.

Даже если в деятельности юрлица, прекращающего свою деятельность, были все признаки несостоятельности, все равно его ликвидация происходила на основании признания нецелесообразности его существования.

Наше время

Принятый в 1964 году новый вариант Гражданского кодекса определял, что юрлицо прекращает свою деятельность через ликвидацию или реорганизацию. Решение о ликвидации принимает тот орган, который образовал это юридическое лицо. Его права и обязанности не переходят кому-либо другому в порядке правопреемственности. Законодатель определил, что ликвидация предприятия может быть как добровольной, так и принудительной. Прекращению юридических лиц была посвящена одноименная статья (ст.37).

Кодекс был окончательно отменен только в 2008 году. В новом Гражданском кодексе есть ст.61 «Ликвидация юридического лица». Этой нормой установлены основания и процедура прекращения деятельности предприятий. Предусмотрена кодексом и возможность ликвидации через процедуру банкротства. Пункт 6 статьи отсылает к Закону о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в котором в 233 статьях подробно регламентирована процедура несостоятельности.

Оцените статью
Банкротство и ликвидация
Добавить комментарий