Запланированная при создании деятельность юридического лица со временем может нуждаться в корректировке. Для этого требуется внесение изменений в устав организации — ООО или АО, которое проводится в соответствие с предусмотренной Законодателем процедурой.
Внесение изменений в устав организации в 2020 году: общие положения
Устав или регламент юридического лица – это его основной учредительный документ, который принимается собственниками в единственном числе. Он содержит нормы, которые определяют деятельность организации. Условно его называют законом предприятия.
При его создании нужно соблюдать требования Закона об ООО относительно сведений, которые обязательно должны содержаться в учредительном документе. К ним относятся:
- Название организации;
- Место регистрации;
- Размер уставного фонда;
- Распределение прав и обязанностей, долей участников;
- И другие данные.
Внесение изменений в устав в 2020 году обязывает соблюдать следующие условия:
- При увеличении уставного фонда за счет имущества, последнее должно пройти оценку у независимого эксперта;
- Все решения учредителей и их состав на общем собрании обязаны удостоверяться у нотариуса;
- Сразу несколько лиц могут быть уполномочены выступать от имени организации.
Не требует нотариального удостоверения состав учредителей на общем собрании, если в уставе организации предусмотрена норма, которая допускает определенные правки при изменении документа. Внесение изменений в устав ООО в 2020 году должно предусматривать, что права и обязанности участников общества расширены. Так, учредители могут:
- В порядке, предусмотренном законом, подавать жалобы на решения организации;
- Предъявлять требования от имени общества о возмещении ему причиненного ущерба;
- Поддавать сомнению заключенные договора, оспаривать их и в случае признания их недействительными требовать возврата к первоначальным условиям;
К обязанностям учредителей добавлены положения, которые запрещают им совершать действия, которые:
- Намеренно могут причинить какой-либо вред организации;
- Затрудняют и делают невозможным выполнение задач и достижение целей, ради которых создавалось общество.
Это не полный перечень условий, которые должны соблюдаться при внесении изменений в устав общества. Законодатель обязывает собственников приводить положения регламента в соответствие с изменениями в нормах права. Делать это нужно во время ближайшего внесения поправок в этот документ.
Про все вносимые новые сведения в регламент обязательно нужно информировать территориальный орган ИФНС. Если этого не сделать, виновные лица могут нести ответственность по ст. 14.25 КоАП РФ. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму до 10 т.р., а также дисквалифицирован на срок до 3 лет.
Внесение изменений в устав юридического лица
Алгоритм действий не зависит от того, какие данные меняются. Будет разным список подаваемых документов, но в целом предстоит выполнить следующий порядок внесения изменений в устав:
- Принять соответствующее решение на общем собрании учредителей;
- Оформить его протоколом, напечатать новую редакцию регламента с внесенными изменениями;
- Собираются необходимые документы, заполняется заявка (форма Р13001);
- Пакет документов направляется в орган регистрации;
- В назначенный срок следует забрать выписку из реестра об изменениях и устав;
- Проинформировать заинтересованных лиц.
Далее собираются остальные документы, которые подтверждают обоснованность (если это требуется) внесенных изменений. Например, при увеличении фонда общества прикладываются подтверждения внесения средств на расчетный счет организации. Обязательные документы для внесения изменений в устав:
- Заявление в ИФНС;
- Решение учредителей;
- Новый регламент – 2 экземпляра;
- Квитанция об уплате госпошлины.
Документы подаются руководитель организации или его представителем. В последнем случае нужно оформить доверенность, заверить ее у нотариуса, а копию приложить к заявке в ИФНС. Альтернативный способ – направление заявки по почте ценны письмом с описью и уведомлением о вручении. Госпошлина составляет 800 р., дополнительная оплата за внесение изменений в устав зависит от стоимости услуг юристов.
В назначенный день нужно снова прийти в орган регистрации, забрать выписку из реестра о внесенных изменениях и экземпляр устава. Далее предстоит оповестить всех заинтересованных лиц.
Уведомление партнеров, других лиц и организаций
Получив выписку из налоговой, нужно побеспокоится о своевременном уведомлении кредиторов, контрагентов и остальных заинтересованных лиц. Первыми, куда нужно обратиться, – банки, в которых организации открыла расчетные счета.
Для этого пишется заявление в произвольной форме о проведенных изменениях, к которому прикладываются:
- Протокол общего собрания;
- Выписка, полученная из ИФНС;
- Новый регламент.
После внесения изменений банком, руководитель юридического лица обязан поставить в известность контрагентов. Делается это письменно и официально, с направлением ценного письма с описью вложения. Пенсионный фонд и Фонд социального страхования уведомляется органом регистрации.
Отличия процедуры для некоммерческой организации и акционерного общества
Внесение изменений в устав некоммерческой организации также проводится через процедуру, аналогичную рассмотренной выше. Требуется решение учредителей, которое оформляется протоколом, руководитель подает заполненное формализованное заявление для регистрации и т.п.
Два основных отличия:
- Заявка заполняется по форме РН0003;
- Пакет документов направляется в Министерство юстиции, а не в налоговую службу.
Кроме ООО и некоммерческих организаций, рассмотренный алгоритм подходит и для акционерных обществ. Но и здесь есть свои особенности. При принятии решения на собрании собственников, нет требования по наличию 2/3 голосов. Достаточно, чтобы «за» или «против» выступили учредители, у кого наибольший пакет акций (51%) в единоличном владении или по совокупности. В остальном внесение изменений в устав акционерного общества остается прежним.
Срок внесения изменений в устав составляет пять дней. Он может увеличиваться, если у регистратора возникнут дополнительные вопросы, без разрешения которых удовлетворение заявки невозможно.
Заключение
Внести изменения в регламент предприятия можно самостоятельно либо привлечь для прохождения этой процедуры практикующего юриста. Главное требование – чтобы нововведения в учредительном документе не противоречили действующему законодательству.