Смена видов экономической деятельности (кодов ОКВЭД) ООО, пошаговая инструкция которой представлена ниже, необходима в некоторых случаях, когда выбранные ранее коды:
- не применяются;
- меняются местами с дополнительными;
- не соответствуют новой деятельности предприятия.
Изменения требуют соответствующей записи в Едином государственном реестре юридических лиц. Чтобы ее сделать, нужно соблюсти процедуру, которая требуют сбора и подачи документов в налоговый орган.
Смена видов экономической деятельности: особенности
При регистрации предприятия его собственники используют специальный классификатор и выбирают вид деятельности. Это отображается:
- В уставе компании;
- В протоколе собрания собственников или в решении, если учредитель всего один.
Законодатель не ограничивает в выборе количества видов деятельности, но один из них указывается как основной. Если организация меняет направление деятельности, об этом вносятся изменения в госреестр. В противном случае, налоговые органы могут проявить пристальный интерес к компании, что чревато дополнительными налоговыми проверками, доначислением платежей и штрафов.
Важно знать! Если новое направление предприятия находит отображение в текущем классификаторе, вносить изменения в реестр не нужно.
Если о смене деятельности не уведомить налоговый орган, это грозит наложением штрафа в 5 т.р. Санкция предусмотрена ст. 14.25 КоАП РФ.
Пошаговая инструкция
Начинать нужно с подбора кодов из ОКВЭД. Для этого используются актуальная редакция документа, с июля 2017 года виды деятельности меняются только по ОКВЕД 2. Последствия использования не того классификатора – отказ в регистрации изменений.
После этого нужно определиться с формой заявления:
- Р13001 – если меняется устав;
- Р14001 – если изменения в него не вносятся.
Например, при открытии предприятия в уставе отображены такие виды деятельности:
- Строительство;
- Сельское, лесное хозяйство;
- Обрабатывающие производства.
Изменения на рынке или расширения деятельности компании привело к открытию сети магазинов. Это предполагает оптовую и розничную торговлю. Ни один из этих видов не значится в уставе компании, их нужно внести.
Между заявлениями есть и другая разница – оплата госпошлины. В первом случае она составляет 800 р., во втором – заявитель от нее освобождается.
Дальнейший алгоритм:
- Принятие решения собственниками;
- Заполнение заявления;
- Нотариальное удостоверение подписи в обращении;
- Направление документов в налоговый орган;
- Получение документов из ФНС.
Особенности каждого из этапов
Любое изменение в устав, включая виды деятельности, относится к компетенции собственников организации, требует их решения, которое оформляется документально:
- Решением единственного собственника;
- протоколом на заседании учредителей.
В документе должны отображаться добавление, исключение кодов в соответствие с классификатором и в виде цифр. Например, для предприятия, продающего автомобили, в устав записывается код 45.1, а не «торговля автотранспортными средствами».
Заявителем выступает:
- Руководитель организации;
- Доверенное лицо.
В последнем случае оформляется доверенность, которая заверяется у нотариуса. Чтобы заверить подпись на форме Р13001, необходимо подать нотариусу вместе с заявлением:
- Протокол собрания учредителей или решение собственника;
- Устав предприятия;
- Выписку из ЕГРЮЛ.
При оформлении заявления соблюдаются следующие требования:
- Заполняются листы, которые касаются изменения данных;
- Запись делается вручную или с помощью оргтехники (шрифта Courier New, размер – 18);
- Запрещено выходить за ячейки;
- Буквы печатные и заглавные;
- Заполнение ведется с крайней ячейки, расположенной слева.
Далее нужно уплатить госпошлину, направить заявление в налоговый орган, подав вместе с ним:
- Протокол собрания собственников (или решение);
- Устав и лист внесенных изменений;
- Квитанция оплаченной госпошлины;
- Доверенность, если оформлением изменений занимается не руководитель предприятия.
Заявление направляется в тот налоговый орган, который занимался регистрацией ООО. Сделать это можно:
- Через учреждение ФНС – непосредственно руководителем или доверенным лицом;
- Через многофункциональный центр – он самостоятельно направляет заявление с документами в налоговый орган;
- По электронной почте (при наличии электронной цифровой подписи);
- По обычной почте рекомендованным письмом с описью вложения.
Важно знать! Между оформлением решения и подачей заявления в налоговый орган должно пройти не более 3 дней.
Документы поданы, что дальше?
После принятия заявления, если оно заполнено правильно, все необходимые документы к нему приложены, на удовлетворение его требований уходит 5 рабочих дней. Такой срок установлен законом, на практике ожидать придется до двух недель и больше.
По прошествии этого термина в налоговом органе выдадут:
- Лист записи госреестра с внесенными изменениями видов деятельности;
- Второй экземпляр нового устава.
С этого момента считается, что организация имеет право осуществлять деятельность по новым видам деятельности.
При заполнении формализованного заявления Р14001 порядок действий проще, потому что не требуется:
- Протокол собрания собственников (или решение);
- Устав и лист внесенных изменений;
- Квитанция оплаченной госпошлины.
То есть, подается только заполненное заявление и доверенность, если оформлением изменений занимается не руководитель (ст.2 закона №129-ФЗ). Однако сотрудники налоговых органов могут потребовать решение или протокол собрания учредителей. Для них это способ удостоверится, что соблюдается установленный срок в 3 дня между принятием решения и обращением в ФНС.
Чтобы избежать недоразумений, затягиваний сроков оформления изменений в ЕГРЮЛ, рекомендуется обращаться за помощью к юридическим и консалтинговым компаниям. Небольшая оплата их услуг убережет от финансовых и временных потерь, смена видов экономической деятельности пройдет в сжатые сроки.