Что такое отмывание денег? Банкротство и ликвидация организаций нередко связано с попыткой не только уйти от кредиторов. Отмывание денег – это одна из целей, которую преследуют недобросовестные компании, прекращающие деятельность по процедуре несостоятельности или по схемам серой ликвидации. Ниже представлены актуальные вопросы и ответы, раскрывающее и характеризующее подобное преступление.
Отмывание денег, как преступление, и уголовное правоприменение
1.1 Кто наделен юридическими полномочиями преследовать в судебном порядке отмывание денег на национальном уровне?
Уголовные дела, связанные с отмыванием денег, расследуются следователями из органов МВД, а иногда и сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации или Федеральной службы безопасности России. Дополнительную помощь оказывают Прокуратура Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
1.2 Что должно быть доказано правительством, чтобы признать отмывание денег уголовным преступлением? Какие предикатные преступления отмывания денег включены? Является ли уклонение от уплаты налогов основным преступлением для отмывания денег?
Чтобы установить факт совершения такого уголовного преступления, как отмывание денег, необходимо показать следующее:
- Была совершена сделка с наличными или финансовыми инструментами;
- Имелось намерение создать впечатление законного владения;
- Наличные деньги были получены незаконным путем;
- Предполагаемый преступник знает, что происхождение этих денег является незаконным.
Основное правонарушение — это любое правонарушение, в результате которого человек незаконно приобретает деньги или имущество. В соответствии с последними рекомендациями ФАТФ (межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма) от февраля 2012 года, список основных правонарушений был дополнен налоговыми преступлениями.
1.3 Существует ли экстерриториальная юрисдикция в отношении отмывания денег? Наказуемо ли отмывание денег из доходов от иностранных преступлений?
Акты, связанные с отмыванием денег, совершенные за пределами Российской Федерации, но направленные против интересов Российской Федерации или ее граждан, наказываются в соответствии с российским уголовным законодательством, если лицо, совершившее эти действия, не было осуждено иностранным судом. Если кассовые операции связаны с доходами, приобретенными в результате преступлений, совершенных за границей, преступник должен быть привлечен к ответственности в обычном порядке.
1.4 Какие государственные органы несут ответственность за расследование и преследование за совершение преступлений, связанных с отмыванием денег?
Уголовные дела, связанные с отмыванием денег, расследуются следователями из органов Министерства внутренних дел, Следственного комитета Российской Федерации или Федеральной службы безопасности России. Судебное преследование ведет государственный прокурор, являющийся сотрудником Государственной прокуратуры России.
1.5 Существует ли корпоративная уголовная ответственность или только ответственность для физических лиц?
Только физические лица могут быть привлечены к ответственности в Российской Федерации.
1.6 Какие максимальные штрафы применяются к физическим и юридическим лицам, осужденным за отмывание денег?
Максимальным наказанием за совершение преступления, связанного с отмыванием денег, является лишение свободы на срок до семи лет с (или без) штрафом в размере до одного миллиона рублей или заработной платы преступника до пяти лет.
1.7 Каков срок давности за преступления, связанные с отмыванием денег?
В большинстве случаев срок давности для таких преступлений составляет 10 лет с даты совершения преступления.
1.8 Обеспечивается ли правоприменение только на национальном уровне? Есть ли параллельные государственные или провинциальные уголовные преступления?
Уголовное преследование находится в исключительной юрисдикции федеральных органов; уголовное преследование за любые преступления не ведется на региональном уровне.
1.9 Допускается ли конфискация? Какое имущество подлежит конфискации? При каких обстоятельствах может иметь место конфискация денег или имущества, если не было вынесено обвинительного приговора по уголовному делу, например, не уголовная конфискация или гражданская конфискация?
Конфискация имущества не входит в число санкций, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации за отмывание денег. Однако доходы от уголовного преследования могут быть конфискованы и возвращены потерпевшему в рамках расследования того, как были получены средства. В рамках гражданского судопроизводства жертва преступления может требовать возмещения ущерба от преступника. Судебные решения исполняются Федеральной службой судебных приставов. В некоторых случаях прокуратура Российской Федерации может инициировать действия по прекращению (изъятию) имущества, полученного государственными служащими за счет средств, не подтвержденных какими-либо документами, подтверждающими доход.
1.10 Были ли банки или другие регулируемые финансовые учреждения или их директора, должностные лица или сотрудники осуждены за отмывание денег?
Да, такие примеры существуют. Например, Ленинский районный суд Челябинска признал бывшего директора филиала ВТБ-24 «На Гагарина» в Ленинском районе Челябинска А. Киселева и местного предпринимателя О. Баскилдина ( пропорционально за соответствующие должности) виновным в 24 пунктах обвинения по преступлениям, предусмотренных статьей 159 (4) (крупномасштабное мошенничество, совершенное группой лиц, пользующихся их служебным положением) и статьей 174.1 (2) Уголовного кодекса Российской Федерации (отмывание большого количества денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения преступления).
1.11. Как преступные действия разрешаются, если не в судебном порядке? Являются ли записи о факте и условиях снятия таких обвинений публичными?
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность снятия уголовных обвинений на не реабилитирующих основаниях в ходе досудебного производства (например, из-за помилования). Такие факты не являются секретными, но не подлежат обязательному опубликованию.
Нормативно-правовые и административные требования и меры по борьбе с отмыванием денег
2.1 Каковы правовые или административные органы для введения требований по борьбе с отмыванием денег в финансовые учреждения и другие предприятия? Пожалуйста, предоставьте подробную информацию о таких требованиях по борьбе с отмыванием денег.
Федеральная служба по финансовому мониторингу является российским агентством, которое издает и контролирует соблюдение законодательных актов в сфере противодействия отмыванию денег. Кроме того, деятельность финансовых учреждений контролируется Центральным банком России.
2.2 Существуют ли какие-либо требования по борьбе с отмыванием денег, налагаемые саморегулируемыми организациями или профессиональными ассоциациями?
Действующее российское законодательство не предусматривает возможности для СРО навязывать требования по борьбе с отмыванием денег.
2.3. Ответственны ли саморегулируемые организации или профессиональные ассоциации за соблюдение законодательства о борьбе с отмыванием денег и против его правонарушителей?
Действующее российское законодательство не предусматривает возможности для СРО контролировать соблюдение их членами требований по борьбе с отмыванием денег, поэтому СРО не могут нести ответственность за действия своих членов.
2.4 Существуют ли требования только на национальном уровне?
Да, все требования приняты на национальном уровне. Субъекты Российской Федерации не имеют полномочий предъявлять какие-либо требования в этой области.
2.5 Какие государственные органы / компетентные органы несут ответственность за проверку соблюдения и соблюдения требований по борьбе с отмыванием денег? Если да, то являются ли критерии экзамена общедоступными?
В соответствии с Положением Федеральной службы по финансовому мониторингу (Указ Президента № 808 от 13 июня 2012 года) агентство уполномочено проверять деятельность юридических лиц на предмет их соответствия требованиям по борьбе с отмыванием денег. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в рамках своей функции по осуществлению в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций и их должностных лиц предусмотрены меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. За нарушение требований Федерального закона от 1 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Центральный банк уполномочен проверять деятельность определенных организаций.
2.6 Существует ли государственное подразделение финансовой разведки («ПФР»), отвечающее за анализ информации, сообщаемой финансовыми учреждениями и предприятиями, на которые распространяются требования по борьбе с отмыванием денег?
Федеральная служба по финансовому мониторингу и Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка России собирают и анализируют информацию о соответствии требованиям по борьбе с отмыванием денег.
2.7 Каков применимый срок исковой давности для компетентных органов в отношении принудительных действий?
Срок давности отмывания денег составляет 10 лет с даты совершения преступления. Срок давности за нарушение требований по борьбе с отмыванием денег составляет один год с даты совершения преступления. Срок давности административного правонарушения в этой сфере составляет шесть лет.
2.8 Каковы максимальные штрафы за несоблюдение нормативных / административных требований по борьбе с отмыванием денег и на какие отказы распространяются положения о штрафах?
Любое нарушение требований по борьбе с отмыванием денег является административным правонарушением, за которое наложен штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей.
2.9 Какие другие виды санкций могут быть наложены на физических и юридических лиц, помимо денежных штрафов и штрафов?
В зависимости от лица, совершившего преступление, а также от денежных штрафов, налагаются следующие санкции: в отношении должностных лиц — дисквалификация на срок от одного до трех лет; а в отношении юридических лиц — приостановление деятельности на срок до 90 дней.
2.10 Являются ли штрафы только административными / гражданскими? Являются ли нарушения обязательств по борьбе с отмыванием денег также уголовными санкциями?
Российское уголовное законодательство в настоящее время не предусматривает уголовную ответственность за несоблюдение требований законодательства о борьбе, направленной на отмывание денег. Юридические лица, их должностные лица и физические лица могут быть привлечены к административной ответственности за несоблюдение законов и требований ПОД.
2.11 Каков процесс оценки и сбора санкций и обжалования административных решений? а) Являются ли все решения о штрафных мерах компетентными органами публичными? б) оспаривали ли финансовые институты штрафные санкции в судебном или административном порядке?
Соответствующий государственный орган в рамках своих полномочий собирает информацию о правонарушении, дает потенциальному правонарушителю право давать объяснения и выносить решение по административным вопросам. Такие решения могут быть оспорены в суде. Они обычно не публикуются, но не являются секретными, тогда как решение суда обычно публикуется на веб-сайте суда. Финансовые учреждения часто оспаривают решения, налагающие на них штрафы, иногда успешно, а иногда нет.
Требования по борьбе с отмыванием денег для финансовых учреждений и других назначенных предприятий
3.1 На какие финансовые учреждения и другие предприятия распространяются требования по борьбе с отмыванием денег? На какую профессиональную деятельность распространяются такие требования, а также на обязательства финансовых учреждений и других предприятий.
Любая организация, осуществляющая операции с денежными средствами или имуществом, подлежит действующим в России требованиям по борьбе с отмыванием денег. Для целей настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:
- кредитные организации;
- профессионалы рынка ценных бумаг;
- страховые организации (за исключением медицинских страховых организаций, действующих исключительно в области обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
- федеральные почтовые службы;
- ломбарды;
- организации, покупающие и продающие драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни для медицинских, исследовательских или в качестве инструментов, инструментов, оборудование и продукция промышленного назначения;
- организации, ведущие пари и азартные игры, а также компании, организующие лотереи, пари и другие виды деятельности, основанные на риске, в том числе с помощью электронных средств;
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- организации, предоставляющие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости;
- платежные операторы;
- коммерческие организации, заключающие финансовые договоры с уступкой денежного требования в качестве финансовых агентов;
- потребительские кредитные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- микрофинансовые организации;
- компании взаимного страхования;
- негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности негосударственного пенсионного обеспечения; а также
- операторы связи, имеющие право самостоятельно предоставлять услуги мобильной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие значительное место в общественной телекоммуникационной сети, которые имеют право самостоятельно предоставлять услуги связи для передачи данных.
Права и обязанности, установленные настоящим Федеральным законом в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, занимающихся покупкой и продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома. Такими продуктами пользуются и индивидуальные предприниматели, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости.
3.2 В какой степени требования по борьбе с отмыванием денег применяются к индустрии криптовалюты?
На сегодняшний день индустрия криптовалют не подчиняется требованиям по борьбе с отмыванием денег. Тем не менее, внесение поправок в действующее законодательство, в которые будут включены компании, торгующие криптовалютой, было инициировано Федеральной службой по финансовому мониторингу ( Росфинмониторинг ) и в настоящее время разрабатывается комитетом Госдумы.
3.3 Требуются ли определенные финансовые учреждения или назначенные компании для поддержания программ соответствия? Каковы обязательные элементы программ?
Единственным законодательным требованием является то, что каждая организация разрабатывает антикоррупционную программу. Общий подход заключается в том, что юридическое лицо должно соблюдать все требования ПОД, независимо от того, как эта цель достигнута. В случае несоблюдения юридическим лицом (или его должностными лицами) таких положений, юридическое лицо будет нести ответственность.
3.4 Каковы требования к ведению записей или отчетности по крупным валютным операциям? Когда должны подаваться отчеты и при каких порогах?
Как правило, операция с наличными и другим имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма такой транзакции равна или превышает 600 000 рублей или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей. Отчет о такой транзакции должен быть представлен в компетентный орган не позднее, чем через день после совершения транзакции.
3.5 Существуют ли какие-либо требования для регулярного информирования о транзакциях, кроме крупных транзакций наличными? Какие типы транзакций, где должны быть поданы отчеты и по каким порогам, а также любые исключения.
По операциям, не превышающим 600 000 рублей, требования к уведомлению отсутствуют.
3.6 Существуют ли требования к отчетности по трансграничным операциям? На кого распространяются требования и о чем следует сообщать при каких обстоятельствах?
Международные платежные переводы подлежат контролю, если сумма перевода превышает 100 000 руб. Банк должен уведомить компетентное учреждение в течение первых 20 дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошла рассматриваемая операция.
3.7. Описать требования к идентификации клиентов и надлежащей проверке финансовых учреждений и других предприятий, на которые распространяются требования по борьбе с отмыванием денег. Существуют ли какие-либо особые или усиленные требования по надлежащей проверке для определенных типов клиентов?
Организация, осуществляющая транзакцию, которая подлежит контролю, должна идентифицировать клиента, а также его представителя, то есть она должна установить личность и документы, на основании которых представитель действует от имени своего клиента.
Для иностранных клиентов необходимо собрать полную информацию об организации, такую как регистрационные коды, юрисдикция (страна), компетентное агентство, представитель и т. Д.
3.8 Запрещены ли счета финансовых учреждений для иностранных банков-оболочек (банков, не имеющих физического присутствия в странах, где они лицензированы и не имеют эффективного надзора)? Какие типы финансовых учреждений подлежат запрету?
Как правило, эти транзакции подлежат обязательному контролю, если они связаны с переводом средств, получением или предоставлением займа, операцией с ценными бумагами, и в которых по крайней мере одна сторона является физическим или юридическим лицом, зарегистрированным, проживающим или имеющим присутствие на территории (штате), которая не соответствует рекомендациям Целевой группы по финансовым мероприятиям (по борьбе с отмыванием денег) (ФАТФ), или если такие транзакции осуществляются через счет, открытый в банке, зарегистрированном на такой территории.
3.9 Каковы критерии для сообщения о подозрительной деятельности?
Информация о сделке на сумму, превышающую 600 000 рублей, должна быть доведена до сведения компетентного органа, а также информация о подозрительных сделках на меньшие суммы. Критерии подозрительной деятельности устанавливаются банком, осуществляющим данную финансовую операцию.
3.10 Поддерживает ли правительство текущую и адекватную информацию о юридических лицах, их управлении и владении, т. Е. Корпоративных реестрах, чтобы помочь финансовым учреждениям в выполнении их обязанностей по надлежащей проверке клиентов, связанных с отмыванием денег, включая получение текущей информации о бенефициарном праве о клиентах юридических лиц?
Правительство ведет реестр юридических лиц, который содержит информацию об их управлении и владельцах. Все изменения (например, смена генерального директора или владельцев акций) вступают в силу после их регистрации.
Юридическое лицо должно знать своих бенефициарных владельцев и принимать меры (которые являются разумными и доступными в данных обстоятельствах) для получения их идентификационной информации. Банки имеют право запрашивать информацию о бенефициарных владельцах своих клиентов.
3.11 Требуется ли, чтобы точные данные об отправителях и получателях были включены в платежные поручения для перевода средств? Должна ли такая информация быть включена в платежные инструкции другим финансовым учреждениям?
Платежное поручение должно содержать точную информацию о плательщике и получателе (имена и идентификационные номера налогоплательщика). Банк отклонит любое платежное поручение без такой информации.
3.12 Разрешено ли владение юридическими лицами в форме акций на предъявителя?
В настоящее время законодательство не разрешает выпуск акций на предъявителя.
3.13 Существуют ли особые требования по борьбе с отмыванием денег, применяемые к предприятиям нефинансовых организаций, например, валютная отчетность?
Да, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» также устанавливает требования к следующим некредитным организациям:
- лизинговым компаниям;
- платежные системы;
- организации, выступающие в качестве посредников при совершении сделок купли-продажи недвижимости;
- индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве посредников в сделках по купле-продаже недвижимости;
- коммерческие организации, заключающие факторинговые соглашения в качестве финансовых агентов.
3.14 Существуют ли требования по борьбе с отмыванием денег, применимые к определенным секторам бизнеса, таким как лица, занимающиеся международной торговлей, или лица в определенных географических зонах, таких как зоны свободной торговли?
Такие требования применяются к организациям, перечисленным в вопросе 3.1 выше.
О тенденциях по противодействию в отмывании денег
4.1. Если не указано выше, какие дополнительные меры по борьбе с отмыванием денег предлагаются или находятся на рассмотрении?
В настоящее время ведется работа по созданию единой базы данных ненадежных клиентов. Некоторые меры по выявлению бенефициарных владельцев оффшорных компаний также усиливаются.
4.2 Существуют ли какие-либо существенные пути, по которым режим борьбы с отмыванием денег в России не соответствует рекомендациям Целевой группы по финансовым мероприятиям (ФАТФ)? Каковы препятствия для соблюдения?
В общем, нет. Режим противодействия отмыванию денег в России соответствует рекомендациям ФАТФ. Никаких препятствий для этого не существует.
4.3. Был ли режим противодействия отмыванию денег в России подвергнут оценке внешних организаций, таких как ФАТФ, региональные ФАТФ, Совет Европы (Moneyval) или МВФ? Если да, когда был последний обзор?
Система борьбы с финансовым терроризмом в Российской Федерации была признана полностью соответствующей международным стандартам. Целевая группа по финансовым действиям (ФАТФ) исключила Россию из списка стран, подлежащих более тщательному мониторингу с целью выявления недостатков в законодательстве по борьбе с отмыванием денег.
4.4 Просьба представить информацию о том, как получить соответствующие законы, правила, административные указы и инструкции по борьбе с отмыванием денег из Интернета. Есть ли общедоступные материалы на английском языке?
Каждый нормативно-правовой акт публикуется в официальном номере «Парламентской газеты», «Российской газеты» или сборника законов Российской Федерации. Базы данных таких законодательных актов также широко доступны.
Кстати в тему, в августе СКР завел уголовное дело за «отмывание» денег, которые использовались Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального. Вместе с «ОВД-Инфо» выяснили, сколько выносят приговоров по этой статье. Оказалось, что не так много, потому что расследовать такие дела непросто, а доказать вину – еще сложнее. Чаще всего этот состав вменяют в дополнение к какому-нибудь другому преступлению.
Вменить легализацию чужих преступных доходов (ст. 174 УК) практически невозможно, эта статья нежизнеспособная. Человек же не кричит на каждом углу, что «я тут наворовал, давай превратим это в недвижимость или провернём на брокерском рынке». Пока квалификация российских следственных работников не позволяет решать вопросы доказывания такого уровня.
Например, формулировка закона могла бы в этой части выглядеть так: «Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им действий, запрещенных настоящим Кодексом (имеется в виду УК РФ. — А.В.)». В этом случае доказывание вины лица в совершении первичного (основного) преступления было бы возможным одновременно с установлением его вины в легализации (отмывании) денежных средств.