Слияние компаний в России: актуальные вопросы и ответы

Слияние компаний в России применяется в качестве одного из легальных способов ликвидации организации. Но это более широкий инструмент, с помощью которого решаются другие, более важные задачи, чем просто прекращение деятельности компании. Законы и нормативные акты охватывают общие вопросы в законодательных и нормативных актах о контроле за слияниями. Они касаются и соответствующих органов, уведомлений и их влияния на график транзакций, средства правовой защиты, апелляции и правоприменение.   

Этапы процесса слияния компаний
Этапы процесса слияния компаний

Контролирующие органы и законодательство

Какой орган осуществляет контроль над слиянием компаний?

Органом, единолично ответственным за обеспечение соблюдения правил слияния компаний в России, является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации («ФАС»). ФАС является частью российского правительства, но в определенной степени независима в процессе принятия решений. До недавнего времени правительство вмешивалось в решения ФАС о слияниях, особенно в связи с приобретениями в важных сферах российской экономики. Однако с 2008 года существует специальная процедура разрешения такого государственного вмешательства – так называемое стратегическое разрешение в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в компании, имеющие стратегическое значение для национального уровня».

Какое законодательство регламентирует слияние?

Основным законодательным актом является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с внесенными в него поправками (Закон о конкуренции). Правила, изложенные в Законе о конкуренции, более подробно изложены в актах ФАС. Наиболее важным из них в области контроля за слияниями является Приказ ФАС № 129 от 17 апреля 2008 года, в котором изложены подробные требования к представлению информации в процессе уведомления.

Существуют ли другие соответствующие законы для иностранных слияний?

Закон о конкуренции охватывает слияние компаний в России как внутри страны, так и за рубежом, и нет другого законодательного акта, который бы устанавливал правила конкуренции, связанные с иностранными слияниями. Другие аспекты иностранных слияний, имеющих отношение к России, а также иностранных инвестиций в Россию, как правило, регулируются Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и в отношении инвестиций в стратегические российские проекты. компании, в соответствии с Законом о стратегических инвестициях.

Этапы процесса поиска кандидатов на слияние или поглощение
Этапы процесса поиска кандидатов на слияние или поглощение

Существует ли какое-либо другое соответствующее законодательство для слияний в отдельных секторах?

Существуют специальные правила, связанные со слияниями в отдельных секторах. Во-первых, они изложены в Законе о стратегических инвестициях и применимы к иностранным инвестициям в ряде стратегических секторов российской экономики (включая аэрокосмическую, оборонную, атомную энергетику, криптографию, горнодобывающую промышленность, естественные монополии, водные ресурсы и т. Д.). Иностранные инвесторы, приобретающие акции российских компаний или контролирующие их, действующие в любом из этих секторов, обязаны получить предварительное разрешение Правительственного комитета или подать уведомление после закрытия ФАС в зависимости от приобретенного пакета акций. 

Во-вторых, существуют запреты на приобретение иностранными инвесторами контрольного пакета акций российских компаний в различных секторах, таких как аудит, авиация, СМИ, транспортировка газа, атомная энергетика и т. Д.

В-третьих, Существуют специальные процедуры оформления иностранных инвестиций на банковском и страховом рынках. Все эти правила отделены от режима контроля слияний, хотя некоторые из них (например, процедура стратегической очистки инвестиций) частично соблюдаются ФАС.

Операции, связанные с законодательством о контроле за слияниями

Какие типы транзакций обнаруживаются, в частности, что представляет собой «слияние» и как определяется понятие «контроль»?

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ФИРМЫ ПРИ СЛИЯНИЯХ И ПОГЛОЩЕНИЯХ
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ФИРМЫ ПРИ СЛИЯНИЯХ И ПОГЛОЩЕНИЯХ

Правила или требования Законодателя, которые касаются слияния компаний в России, охватывают следующие сделки:

  1. Приобретение акций компаний, которые превышают пороговые значения 25%, 50% и 75% голосующих акций российских акционерных обществ и ⅓, ½ и ⅔ права голоса в российских компаниях с ограниченной ответственностью (сделки с акциями);
  2. Приобретение основных средств (за исключением земельных участков и объектов непроизводственной недвижимости) и нематериальных активов, когда передающая компания располагает более 20% таких активов (сделки с активами); 
  3. Приобретение прав на определение условий ведения бизнеса, которые обычно связаны с контролем, в отличие от стандартных (защита меньшинств) блокирующих (вето) прав (приобретение контроля); 
  4. Создание юридического лица, капитал которого состоит из взносов в натуральной форме акций или активов других компаний; 
  5. Реструктуризация российских компаний путем их реорганизации в соответствии с российским корпоративным законодательством (присоединение и присоединение); 
  6. Соглашения о совместном предприятии между конкурентами, связанными с территорией России. 

Другие типы транзакций не попадают под контроль слияния компаний в России, включая различные инструменты, которые создают право на приобретение доли в будущем (например, опцион или залог). Разрешение на слияние может потребоваться только в случае применения такого права.

Может ли приобретение миноритарного пакета акций означать слияние компаний?

Да, может. Это тот случай, когда происходит приобретение более 25% голосующих акций акционерного общества или ⅓ прав голоса в обществе с ограниченной ответственностью. Однако эти пороговые значения применяются только к компаниям, зарегистрированным в России. В отношении иностранных компаний порог акций выше и установлен на уровне 50% голосующих акций (более подробную информацию о сделках с иностранными валютами см. двумя абзацами ниже).

Подлежат ли совместные предприятия контролю слияний?

Совместные предприятия подлежат разрешению в результате слияния, если:

  1. Они приводят к созданию новой организации и передаче активов / акций других компаний такой организации (независимо от того, являются ли стороны совместного предприятия конкурентами); 
  2. Предполагаемое совместное предприятие находится между конкурентами и относится к территории России. 
Схема разработки бизнес-плана
Схема разработки бизнес-плана

Что касается создания совместного предприятия за счет вклада акций / активов, применяются те же пороговые значения для акций / активов, что и в случае прямых приобретений. Что касается совместного предприятия между конкурентами, им требуется разрешение на слияние независимо от того, является ли соответствующее совместное предприятие полнофункциональным или неполнофункциональным, т.е. создано ли новое предприятие или совместное предприятие имеет договорный характер.

Каковы юрисдикционные пределы для применения контроля слияний?

Правила слияния компаний в России имеют экстерриториальный эффект, то есть они в принципе применяются к сделкам, заключенным за пределами страны. Закон о конкуренции устанавливает четкие пределы юрисдикции в отношении контроля за слияниями. Сделка может потребовать одобрения ФАС, если:

  1. Акции российской компании приобретены напрямую; 
  2. Приобретены активы, расположенные в России, приобретены; 
  3. Приобретен косвенный контроль над российской компанией; 
  4. Приобретен прямой или косвенный контроль в отношении иностранного предприятия, которое принесло оборот в России более 1 млрд р. (приблизительно €13,5 млн или $15 млн) за последний финансовый год; 
  5. Конкуренты вступают в совместное предприятие по совместной деятельности в России. 
Структура плана слияния или поглощения
Структура плана слияния или поглощения

Помимо юрисдикционных порогов, существуют финансовые пороги, которые применяются к сторонам и их группам. Если эти финансовые пороги соблюдены, рассматриваемая операция требует разрешения. В противном случае никакого разрешения не требуется, даже если юрисдикционные пороги соблюдены. 

Разрешение требуется, если:

  1. Совокупная балансовая стоимость активов сторон и их групп превышает 7 млрд р. (приблизительно €93 млн. или $106 млн.) или совокупный оборот сторон и их групп превышает 10 миллиардов рублей (около €133 млн. или $151 млн.);
  2. Стоимость активов целевой компании и ее группы превышает 400 млн. рублей (приблизительно €5 млн. или $ 6 млн.). Активы и оборот должны рассчитываться по всему миру за последний финансовый год с учетом любых видов активов, товаров или услуг. 

Для справки! Финансовый порог во втором случае применяется только к сделкам с активами, сделкам с акциями и приобретению контроля, т.е. к случаям, когда речь идет о сделке в отношении конкретной целевой компании или группы. 

В случае, если продавец захватывает контроль над целевой организацией в результате сделки, его активы / оборот, а также активы / оборот той части группы, которая находится за пределами периметра сделки, не должны приниматься во внимание. учет при расчете активов / оборота целевой группы. Однако, если продавец избавится от миноритарной доли и сохранит контроль над целью, активы / оборот всей группы цели должны быть приняты во внимание. Соглашения о совместном предприятии между конкурентами подлежат оформлению, если достигнут финансовый порог, как в первом случае.

Применяется ли контроль за слиянием компаний при отсутствии существенного совпадения?

Да, операции должны быть очищены, если они подпадают под определение концентрации и соответствуют юрисдикционным и финансовым порогам, независимо от того, имеют ли они фактическое влияние на конкуренцию.

Другие актуальные вопросы

При каких обстоятельствах вероятно, что транзакции между сторонами за пределами российской юрисдикции («иностранные» операции) будут охвачены отечественным законодательством о контроле за слияниями?

Как упомянуто в вопросе выше, существуют юрисдикционные пороги, которые применяются к операциям между иностранцами. Те сделки, которые их не удовлетворяют, не требуют оформления в соответствии с российскими правилами слияния компаний.

Причины корпоративного слияния
Причины корпоративного слияния

Есть ли какие-то механизмы, посредством которых действие юрисдикционных порогов может быть отменено другими положениями?

В соответствии с Законом о конкуренции таких механизмов не существует.

Когда слияние происходит поэтапно, какие принципы применяются для определения того, представляют ли различные этапы одну транзакцию или серию транзакций? 

Здесь нет подробных правил. Закон о конкуренции просто гласит, что если сделки являются взаимозависимыми, они должны рассматриваться как одно приобретение в целях контроля за слияниями. На практике взаимозависимость может быть установлена, если соответствующие этапы являются результатом одного соглашения, осуществляются одними и теми же сторонами и / или должны быть завершены в течение относительно короткого периода времени.

Уведомление и его влияние на график транзакций

Если соблюдаются юрисдикционные пороги, является ли уведомление обязательным и есть ли срок для уведомления?

Оформление слияния является обязательным. Он принимает форму разрешения перед закрытием, которое необходимо получить до завершения транзакции (режим приостановки). Официальных сроков подачи заявок не существует, однако ожидается, что стороны предоставят достаточно времени до завершения, чтобы получить разрешение.

Слияние компаний структурировано
Слияние компаний структурировано

Если ли исключения, в которых, даже если юрисдикционные пороговые значения соблюдены, разрешение не требуется?

Существует исключение для внутригрупповых операций, когда стороны либо контролируются друг другом путем владения более чем 50% голосующих акций, либо они находятся под контролем одного и того же лица путем владения более чем 50% голосующие акции. Другие типы внутригрупповых транзакций, то есть когда стороны имеют отношения какого-либо иного рода (например, через частично совпадающих директоров / руководителей), требуют разрешения слияния.

Если слияние технически требует уведомления и разрешения, каковы риски не подачи? Есть ли официальные санкции?

Основным наказанием за невозможность получить разрешение на слияние является административный штраф. Это наложено на покупателя. Если покупатель является юридическим лицом, он может быть подвергнут административному штрафу в размере до 500 000 рублей (примерно €6700 или $7500), а его генеральному директору может быть назначен административный штраф в размере до 20 000 рублей (примерно €270 евро или $300). 

Для приобретателей, которые являются физическими лицами, штрафы даже меньше, чем для генерального директора покупателя, который является юридическим лицом. Административные штрафы за невозможность получить разрешение на слияние регулярно налагаются ФАС как на российские, так и на иностранные юридические и физические лица. Даже если у иностранного лица нет активов в России / счета в российских банках, штраф может быть урегулирован путем организации продажи акций, принадлежащих этой организации российским компаниям или ее российским активам (в зависимости от обстоятельств), на открытом аукционе. 

Существует также риск признания сделки недействительной через суд, где разрешение на слияние не было получено. Чтобы добиться успеха, ФАС должна будет продемонстрировать, что данная сделка ограничивала или будет ограничивать конкуренцию в России. С практической точки зрения этот риск носит теоретический характер в отношении операций между иностранцами, поскольку решение российского суда вряд ли может быть исполнено за пределами России, и, кроме того, ФАС фактически не использует эту возможность на практике. В дополнение к юридическим рискам, следует также учитывать ущерб репутации в результате непредставления уведомления о слиянии, а также оценку «мягких» рисков,

Можно ли выделить локальное завершение слияния, чтобы избежать задержки глобального завершения?

Это возможно в принципе, но это требует дополнительных усилий и дополнительных документов. Российские правила слияния, как правило, не освобождают внутригрупповые транзакции от требований об уведомлении, но некоторые виды внутригрупповых переводов могут осуществляться без получения разрешения. Это возможно в отношении переводов внутри вертикальной цепочки компаний, более 50% акций которых прямо или косвенно контролируются одним и тем же лицом. 

процесс интерграции после слияния
процесс интерграции после слияния

Таким образом, российские компании / активы, которые являются частью глобальной сделки, могут быть выделены и переданы за пределы периметра сделки другим компаниям, контролируемым продавцом (продавцами). Это работает только в том случае, если продавец контролирует целевую компанию более чем на 50% до завершения, в противном случае вышеупомянутое исключение внутри группы не применимо.

На каком этапе графика транзакции можно подать уведомление?

Как правило, уведомление может быть подано в любое время. Тем не менее, рекомендуется подождать, пока структура транзакции не будет окончательно определена. Российские правила слияния чувствительны к структурам транзакций, и технически может потребоваться несколько отдельных уведомлений в случаях, которые в других юрисдикциях будут рассматриваться как требующие одного уведомления.

Каковы сроки проверки слияния властями слияния? Каковы основные этапы в процессе регулирования? Может ли срок быть приостановлен властью?

Первоначально у ФАС есть 30 календарных дней для рассмотрения уведомленной транзакции, о которой она была уведомлена. Если в результате транзакции возникают проблемы с конкуренцией или для их оценки требуется дополнительная информация, ФАС может продлить срок рассмотрения еще на один-два месяца. Однако на практике ФАС старается придерживаться первоначальных 30 дней, если транзакция не вызывает опасений по поводу конкуренции, при условии, что все необходимые документы и информация предоставляются вместе с уведомлением. 

В процессе рассмотрения слияний нет этапов, подобных тем, которые существуют в ЕС и некоторых других странах. ФАС может выдать разрешение с помощью средств правовой защиты даже после первых 30 дней, хотя на практике это редко случается. Как правило, ФАС выносит решения в отношении сделок, вызывающих обеспокоенность по поводу конкуренции, в течение двух месяцев после подачи соответствующего уведомления. 

Возможно, ФАС рассмотрит транзакцию в общей сложности более трех месяцев; это может иметь место, если ФАС решит выпустить средства правовой защиты, которые должны быть соблюдены до закрытия. В этом случае максимальный период рассмотрения может составлять 13 месяцев, в том числе до девяти месяцев, когда стороны соблюдают средства защиты до закрытия, и один месяц, когда ФАС рассматривает их соблюдение. Однако на практике это происходит крайне редко, поскольку ФАС явно предпочитает выпускать средства после закрытия, а не средства до закрытия. 

Варианты слияния компаний в России
Варианты слияния компаний в России

Существует также возможность приостановки периода проверки, если заявленная операция, о которой она была уведомлена, требует разрешения согласно Закону о стратегических инвестициях. В этом случае рассмотрение конкурса приостанавливается до тех пор, пока Правительственный комитет не вынесет решение о допуске. Кроме этого, у ФАС больше нет возможности приостановить период рассмотрения, даже если стороны не отвечают своевременно на дополнительные запросы о предоставлении информации.

Есть ли какие-либо запреты на завершение транзакции до получения разрешения или какого-либо обязательного периода ожидания? Каковы риски при заполнении до получения разрешения?

Российские правила слияния устанавливают временный режим. То есть, транзакция, требующая клиринга, не может быть завершена до тех пор, пока решение не будет получено. После истечения срока, в течение которого стороны могут приступить к закрытию, периоды ожидания отсутствуют, поэтому им приходится ждать принятия решения о выдаче разрешения. Также нет возможности запросить разрешение у ФАС на отступление от режима отсрочки. Риск прыжка с оружием (раннее закрытие) такой же, как и в случае невозможности получить разрешение.

Где требуется уведомление, существует ли предписанный формат?

Не существует предписанного формата для уведомлений, но Закон о конкуренции устанавливает перечень информации, которая должна быть включена в уведомление, и документы, которые должны быть представлены вместе с ним. Как правило, существует требование предоставить документы на покупателя, цель и саму транзакцию. Все документы, выданные за пределами России, должны быть заверены нотариально, апостилированы и переведены на русский язык. 

Собираемая информация включает в себя групповые структуры как покупателя, так и объекта назначения, включая информацию о бенефициарах покупателя (если это не публичная компания и не раскрывает своих акционеров), информация об экономической деятельности сторон и их групп в России, а также некоторые другие детали. Обязательно предоставить все необходимые документы и информацию, в противном случае ФАС имеет право вернуть уведомление как неполное или вынести отрицательное решение. 

Если существуют объективные трудности со сбором определенных документов и информации (например, в случае враждебного поглощения), они должны быть объяснены ФАС в уведомлении, и ФАС может запросить недостающие документы и информацию самостоятельно. Нет необходимости и не считается наилучшей практикой участвовать в предварительных обсуждениях с ФАС, хотя такая возможность существует в соответствии с Законом о конкуренции. и ФАС может запросить недостающие документы и информацию самостоятельно. 

Ответственность в процессе слияния компаний
Ответственность в процессе слияния компаний

Нет необходимости и не считается наилучшей практикой участвовать в предварительных обсуждениях с ФАС, хотя такая возможность существует в соответствии с Законом о конкуренции. и ФАС может запросить недостающие документы и информацию самостоятельно. Нет необходимости и не считается наилучшей практикой участвовать в предварительных обсуждениях с ФАС, хотя такая возможность существует в соответствии с Законом о конкуренции.

Существует ли краткая форма или ускоренная процедура для каких-либо типов слияний? Существуют ли какие-либо неофициальные способы ускорения графика очистки?

Там нет таких форм или процедур. Все формальности должны соблюдаться в полном объеме, независимо от размера сделки или от того, вызывает ли она озабоченность по поводу конкуренции. Однако, как уже упоминалось выше, ФАС, как правило, требуется 30 дней для выдачи разрешения на слияние, если операция не вызывает опасений в отношении конкуренции при условии, что уведомление завершено.

Кто несет ответственность за уведомление?

Уведомление должно быть сделано покупателем. Как упоминалось выше, российские правила слияния чувствительны к структурам транзакций. Поэтому уведомления могут потребоваться от нескольких лиц на стороне покупателя, в зависимости от особенностей сделки.

Существуют ли какие-либо сборы в отношении контроля за слияниями?

Плата за регистрацию установлена ​​в размере 35 000 рублей (приблизительно €470 или $530) за уведомление. Он должен быть оплачен до подачи покупателем или его представителем.

Как влияют, если таковые имеются, правила, регулирующие публичную оферту для котируемой компании, на процесс проверки контроля слияния в таких случаях?

Не существует специальных правил или особенностей оформления слияний в отношении публичных предложений.

Мероприятия на этапе переговоров о слиянии компаний
Мероприятия на этапе переговоров о слиянии компаний

Будет ли уведомление опубликовано?

ФАС технически обязана обнародовать факт уведомления, хотя на практике ФАС делает это в отношении тех транзакций, которые связаны с проблемами конкуренции и в которых ФАС хотела бы приветствовать мнения других участников рынка. Кроме того, ФАС обязана публиковать свои решения о допуске. 

ФАС публикует короткие уведомления на своем веб-сайте на русском языке, которые содержат только имена сторон и основные сведения о корпоративной структуре рассматриваемой сделки. Само уведомление, а также любые другие материалы не публикуются и являются конфиденциальными.

Существенная оценка слияния и результатов процесса

Какова основная проверка, по которой будет оцениваться слияние?  

Основным критерием, применяемым ФАС, является установление или укрепление доминирующего положения или иное ограничение конкуренции. Орган не издал каких-либо руководств по применению этого теста, поэтому основным источником информации является его правоприменительная практика. Проанализировав последние решения ФАС о допуске, можно прийти к выводу, что ФАС предпочитает выдавать условное разрешение в отношении сделок, вызывающих обеспокоенность в отношении конкуренции, а не запрещать их. 

мотивы слияния и поглощения компаний
мотивы слияния и поглощения компаний

Запреты выдаются крайне редко, и, по крайней мере, половина из них, как правило, возникает в результате непредоставления сторонами необходимой информации, а не из-за проблем конкуренции. Запреты на основании конкуренции возможны только в том случае, если сделка приведет к монополии или доле рынка, значительно превышающей 50%.

В какой степени учитываются соображения эффективности?

Соображения эффективности принимаются во внимание, и существуют случаи, когда предполагаемые антиконкурентные слияния были очищены, потому что их ограничительные эффекты были перевешены выигрышем, который клиенты получили бы в результате слияний. В дополнение к эффективности, ФАС также принимает во внимание более широкие экономические соображения, такие как необходимость поддержки российских компаний в их попытках конкурировать с иностранными конкурентами по всему миру.

Учитываются ли неконкурентные вопросы при оценке слияния?

С момента принятия стратегического режима очистки инвестиций в 2008 году вопросы, не связанные с конкуренцией, обычно не учитываются при оценке слияний ФАС.

Какова сфера участия третьих сторон (или заявителей) в процессе надзора?

Третьим сторонам обычно разрешается высказать свое мнение о предполагаемых сделках. Что касается слияний, вызывающих обеспокоенность в связи с конкуренцией, ФАС обычно публикует информацию на своем веб-сайте или иногда обращается к конкретным третьим сторонам (например, основным клиентам сторон горизонтального слияния). 

Тем не менее, не существует специальной процедуры для вмешательства третьих лиц в процессе проверки. Как правило, заинтересованная третья сторона, которая хочет вмешаться, направляет в ФАС заявление, которое дополнительно рассматривается органом, наряду с доказательствами из других источников. Однако такая третья сторона не имеет доступа к файлу.

Какими полномочиями по сбору информации (и санкциями) обладает полномочия по слиянию в отношении проверки слияния?

ФАС обладает широкими полномочиями по сбору информации, которые подкрепляются административными штрафами за их несоблюдение. В случаях враждебного поглощения ФАС готова запросить необходимую информацию непосредственно у цели, но в противном случае обязанность предоставить информацию лежит на покупателе. 

Санкции за невыполнение информационных запросов аналогичны тем, которые описаны выше. Помимо административных штрафов, ФАС может также отклонить разрешение на совершение сделки в случае, если информация, необходимая для ее рассмотрения, не была предоставлена.

Какое положение существует в процессе регулирования для защиты коммерческой информации?

Невозможно скрыть информацию от ФАС на том основании, что она является конфиденциальной. Тем не менее, коммерчески или иным образом конфиденциальная информация должна быть защищена властью. Если определенная информация помечена соответствующей стороной как ее коммерческая тайна, ФАС применяет специальные меры защиты (например, ограниченный доступ к файлу), и ФАС не должна раскрывать ее публично или предоставлять третьим лицам доступ к ней. Решения о выдаче разрешений публикуются на веб-сайте ФАС, хотя они ограничены и содержат очень ограниченную информацию о зарегистрированных сделках.

Конец процесса: средства правовой защиты, апелляции и правоприменение

Как заканчивается процесс регулирования?

Процесс проверки заканчивается, когда выдается официальное решение. Это может предусматривать безусловное разрешение, или условное разрешение (с мерами защиты), или запрещать транзакцию. Окончательный документ выдается представителю покупателя и публикуется на веб-сайте ФАС.

В случае выявления проблем конкуренции можно ли договориться о «средствах правовой защиты», приемлемых для сторон?

Средства, выданные ФАС, могут носить структурный или поведенческий характер. Однако на практике ФАС явно отдает предпочтение поведенческим средствам правовой защиты. ФАС также может сделать применение средств защиты условием для разрешения, но в подавляющем большинстве случаев оно выдает средства правовой защиты, которые должны соблюдаться после завершения. У сторон есть возможность договориться о средствах правовой защиты с ФАС, хотя этот процесс не закреплен в Законе о конкуренции. 

Однако в большинстве случаев на практике ФАС формулирует средства правовой защиты, не консультируясь с уведомляющей стороной или третьими сторонами, и не проводит их рыночную проверку и не запрашивает публичные консультации. В исключительных случаях, когда проблемы с конкуренцией значительны, предлагаемые меры обсуждаются группой с соответствующими отраслевыми экспертными советами, существующими в ФАС.

В какой степени средства защиты применяются при слияниях иностранных и иностранных компаний?

Правозащитная практика в отношении слияний из-за рубежа существенно не отличается от общего подхода ФАС к средствам правовой защиты, как описано выше.

Если требуется средство защиты от продажи, имеет ли орган по слиянию стандартный подход к условиям и положениям, которые должны применяться к продаже?

Требования по отчуждению очень редки в правоприменительной практике ФАС. Тем не менее, те, которые выпущены, как правило, должны соблюдаться в течение 12-18 месяцев после завершения. Власть обычно требует продажи акций в компаниях; однако продажа определенных активов или передача клиентских портфелей также могут быть возможны. ФАС никоим образом не влияет на коммерческие условия продажи. Тем не менее, ФАС может быть задействована, если для продажи требуется отдельное разрешение, которое должно быть получено покупателем.

Могут ли стороны завершить слияние до того, как средства защиты будут соблюдены?

Если ФАС выдает средства правовой защиты в качестве условия для оформления (что он делает в исключительных случаях), стороны не могут завершить данную операцию до тех пор, пока средства защиты не будут реализованы. Если ФАС выдает средства правовой защиты в качестве обязательства после закрытия, стороны могут продолжить закрытие, если они примут выданные средства правовой защиты.

Как применяются согласованные средства защиты?

Соблюдение мер защиты регулярно контролируется ФАС. Стороны, как правило, обязаны сообщать в ФАС о любых существенных изменениях в своей деятельности. ФАС может также запросить необходимую информацию у сторон в любое время. Орган власти обычно не требует от сторон назначать попечителей-наблюдателей; Однако такая практика начинает развиваться в России. Несоблюдение мер защиты может привести к тем же рискам, которые существуют для неспособности получить разрешение.

Будет ли решение о разрешении покрывать дополнительные ограничения?

Хотя ФАС настаивает на получении полного текста базового соглашения, оно не проводит тщательного анализа и конкретно не устраняет дополнительные ограничения в рамках обзора слияний. Вспомогательные ограничения, как правило, должны оцениваться сторонами самостоятельно. В редких случаях ФАС требует от сторон обоснования неконкурентных обязательств или аналогичных ограничений в рамках рассмотрения слияния. Если стороны сомневаются в законности таких положений, они могут подать отдельное уведомление об этом в ФАС. В результате проверки вспомогательных ограничений ФАС может отменить их или издать распоряжение сторон изменить их.

Можно ли обжаловать решение об оформлении слияния?

Да, решение о разрешении может быть обжаловано в суд уведомляющей стороной или любой третьей стороной, которая демонстрирует свою законную заинтересованность в этом. Решение может быть обжаловано полностью или частично, в том числе в отношении выданных средств правовой защиты. Процесс апелляции обычно заканчивается в течение шести-девяти месяцев. Решения по оформлению подлежат полному судебному пересмотру. Однако апелляции на решения ФАС о слиянии на практике редки.

Какой срок подачи апелляции?

Срок давности составляет три месяца после принятия решения о выдаче разрешения.

Существует ли срок для исполнения законодательства о контроле за слияниями?

Такой срок составляет один год после даты совершения операции, о которой орган не был уведомлен.

Другие вопросы, которые характеризуют слияние компаний в России

В какой степени полномочия по слиянию в вашей юрисдикции связаны с полномочиями в других юрисдикциях?

Исторически ФАС имеет тесные связи с антимонопольными органами стран СНГ, прежде всего Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. Антимонопольные органы из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России могут обмениваться конфиденциальной информацией друг с другом, но на практике они все же просят стороны предоставить отказы. ФАС также является частью Международной конкурентной сети и постоянно стремится расширять сотрудничество с другими конкурентными ведомствами, в первую очередь с российскими странами-участницами БРИКС (Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка), а также с ЕС и его государствами-членами. 

В последнее время было несколько случаев слияния, когда ФАС сотрудничала с другими антимонопольными органами, особенно со странами, входящими в Содружество Независимых Государств (СНГ) и ЕС на основе отказов сторон. В частности, по сообщениям, ФАС консультировалась с ними о средствах правовой защиты, которые должны быть предоставлены сторонам.

Какова недавняя исполнительная запись режима контроля слияний в вашей юрисдикции?

Из-за низких финансовых порогов, которые должны рассчитываться по всему миру, ФАС ежегодно рассматривает множество транзакций (около 1300), хотя их количество значительно сократилось по сравнению с пятью годами ранее, когда не существовало никаких юрисдикционных порогов, все внутригрупповые транзакции требовали разрешения и требований после уведомления о закрытии (которые были недавно отменены).

Есть ли какие-либо предложения по реформированию режима контроля за слияниями в вашей юрисдикции?

Действительно, есть несколько предложений, касающихся российского контроля за слияниями, которые в настоящее время обсуждаются. Основные потенциальные изменения связаны с процедурными аспектами проверки слияний, в том числе с изложением требований, предъявляемых ФАС к подаче заявлений о возражениях и проведению слушаний в тех случаях, когда сделки, о которых она уведомлена, могут ограничивать конкуренцию. ФАС также ищет возможность пересмотреть слияния в течение трех месяцев, установленных в настоящее время в Законе о конкуренции. Эти изменения все еще находятся на ранних стадиях разработки, и сроки их принятия неясны.

Слияние компаний в России: актуальные вопросы и ответы: 1 комментарий

  • 22.10.2019 в 22:18
    Permalink

    Общий объем сделок рынка слияний и поглощений (М А) по итогам минувшего года с участием российских компаний составил 67 млрд долл., что на 151 % больше, чем в 2009 г. и составляет более половины (56 %) от всех восточноевропейских сделок М А прошлого года. Объединение компаний дает экономический и финансовый эффект. Как обеспечить, чтобы он был положительным?

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *